Я твой бронх альвеола шатал!

“Все дороги ведут в Рим, а откаты в Астану”

Одомашненный коррупционер


Похоже, что убедительные факты и разумные доводы не действуют на власть и бизнес, когда речь идет о больших деньгах. Это сила всех квазигосударственных проектов, в том числе и проекта ГЛК «Кок-Жайляу»: большие деньги, сочетание власти и бизнеса, крупные и известные персоны. Бороться с этим может только один человек в государстве и то при сочетании определенных условий и он бессилен. Поэтому общественности остается только надеяться на чудо. На чудо, которое изменит позицию этих людей, либо… либо другую альтернативу, которая по масштабу будет не меньше, а по эффективности выше, чем существующие проекты и без одного большого минуса – без оппозиции со стороны общественности и риска политических осложнений.

С этой точки зрения Алматы выглядит просто Клондайком для сцепки «бизнес-власть». Надо лишь немного подумать, включить воображение и такие проекты посыпяться как из рога изобилия. Огромные средства, которые потенциально лежат за каждым из таких крупных проектов позволяют включить воображение, либо нанять людей, которые могут включить его за гораздо меньшие деньги.

С тем, чтобы обеспечить самые благоприятные условия для реализации больших проектов, необходимо определить основные интересы сторон. Они одинаковы как в случае с проектом ГЛК «Кок-Жайляу», так и во многих других случаях:

Интересы бизнеса:

  • деньги, полученные в ходе реализации проекта (освоение бюджетных средств, тендеры, сметы, поставщики и пр.);
  • операционная прибыль, получаемая в ходе эксплуатации объекта (в случае с ГЛК под сомнением, но поверим основному ТЭО);
  • средства полученные от возможной реализации проекта (у нас очень популярны случаи, когда государство выкупает свои прошлые активы по завышенной цене).
  • защищенность от политических воздействий (чтобы потом проект не попал под «горячую руку» или не подставили персоны из противоположенных как бизнес, так и властных лагерей);
  • благополучие всех и вся, спокойствие, только спокойствие, мерное течение жизни в этом шатающемся мире.

Интересы власти:

  • необходимость полезного освоения бюджета, иначе говоря необходимость крупных «прорывных» проектов с возможностью взаимовыгодной реализации в спарке «бизнес-государство»;
  • политический аспект: грамотное руководство городом как плюс перед руководством страны и минус в карму при негативном опыте;
  • PR – репутация среди «своих» и среди простой общественности;
  • благополучие всех и вся, спокойствие, только спокойствие, мерное течение жизни в этом шатающемся мире.

Беспокойство и интересы жителей города

  • экология и общая деградация окружающей среды (вода, продукты питания, озеленение и пр.);
  • решение транспортной проблемы;
  • обеспечение качественными социальными благами: образование, медицина, безопасность;
  • решение перенаселенности, проблем внутренней миграции;
  • благополучие всех и вся, спокойствие, только спокойствие, мерное течение жизни в этом шатающемся мире.

Что даст всем сторонам конфликта реализация ГЛК «Кок-Жайляу»? Ответ легче всего выразить в том, что не даст этот проект всем, но начнем по порядку.

Во-первых, сомнительная экономическая составляющая. На проекте можно хорошо заработать лишь при стадии реализации. Это разовые деньги. Гораздо выше ценится бизнес, который может регулярно приносить деньги. Уже много приводилось доводов, которые говорят о неэффективности проекта, но некоторые вопросы до сих пор остались открытыми.

Кто пожелает приехать отдыхать в город, который считается одним из самых загрязненных в мире? Тем более, это можно будет увидеть не только по мировым рейтингам, но и воочию со склонов Кок-Жайляу (фотография)?

Среди тех, кого привлечет отдаленность курорта от загазованной атмосферы города, кто захочет провести в пути от аэропорта до курорта несколько часов в безумных пробках и продолжать находится в них при каждой попытке спуститься вниз? Ведь уже сейчас понятно, что транспортная проблема будет только обостряться, даже при строительстве двадцати объездных дорог и тысячи развязок. Это не транспортная задача, это проблема неравномерного экономического роста и перенаселенности Алматы.

Во-вторых, проект не станет импульсом развития города и какой-либо его отрасли. Алматы – город не резиновый. Непонятно как он сможет справиться с сотнями тысяч и миллионами дополнительных посетителей в год. Инфраструктура просто не справится, потому что она не справляется с текущим населением и это очевидно любому кто живет здесь. И для этого не надо быть экспертами в сферах ЖКХ, энергетики или дорог, достаточно вспомнить сколько раз отключали свет, горячую, холодную воду и сколько времени вы тратите в пробках.

А цены и продовольственная проблема? Акимат итак регулярно борется с производителями и импортерами то сахара, то риса, то хлеба, чтобы те не повышали цены. Но что будет если еще один миллион ртов, как радостно обещает нам ТЭО проекта приедет в город? Цены всенепременно повысятся, не надо быть пророком чтобы это предсказать. Еда станет дороже еще и потому, что гости будут платить за нее «там, наверху» намного дороже, чем обычный горожанин. Городу и без миллиона туристов не хватает еды, о чем четко свидетельствует ежесезонное обновление ценников в продуктовых магазинах. То же самое и с коммунальными услугами. Нагрузку на инфраструктуру (ведь проект же экологически чистый, да?) постараются, как всегда переложить на жителей, увеличив тарифы. Вот и вся экономика «импульса» развития. Что касается трудоустроенных жителей и гостей города, то на каждого трудоустроенного, выехавшего из «квартиры» вьетнамского типа приедут два-три нетрудоустроенных занять его место под солнцем. Замкнутый круг.

Это лишь базовые вещи, которые показывают прямое негативное влияние проекта на город, не говоря уже о более серьезных и экспертных оценках. Но уже сейчас удивляет то, что власти города, чья главная цель существования является решение проблем данного города, наоборот создают их. Это чистой воды зазеркалье с полным набором: алисами, чеширскими котами, королевами и кроличьими норами.

В-третьих, экономические риски проекта довольно высоки, но политические еще выше. Активное противостояние организаторов проекта здравому смыслу находит отражение в обществе и не только нашем. Об этом пишут СМИ, говорят зарубежные организации и эксперты. В свете ЭКСПО-2017, которая по сути должна показать Казахстан в качестве страны, стремящейся к «зеленой экономике», сомнительный с этой точки зрения проект явно попадет на глаза участникам ЭКСПО-2017. А тень на репутацию страны, есть тень на ее руководство. В этом плане проект выглядит довольно рискованным.

Не стоит занижать и внутриполитические риски. Несмотря на то, что в Казахстане вся репутационная составляющая сводится к месту в списке Форбса, последние события на этом рынке страны должны заставить насторожиться как простой люд, так и бизнесменов и политиков. В этом шатающемся мире определенно происходят изменения, поэтому доверие оказывают тем, кто оправдал себя в действии и тем, кто не несет за собой пучок проблем как организационных, так и репутационных. Что будет с людьми, которые провалят проект Кок-Жайляу? Они обогатятся, но станут известными на весь Казахстан и мир людьми с негативной «кармой» и заслужат нездоровую репутацию орков 80-го левела. Таких людей уже вряд ли можно будет привлечь для очередного «крупного» проекта, поскольку за ними идет хвост недовольства «зеленых», общественности и международных организаций, экспертов.

Таким образом, можно подвести краткие очевидные плюсы и минусы реализации проекта:

  • «серая» экономика проекта есть, но только для ограниченного круга;
  • сомнительная экономическая эффективность «белого проекта»;
  • экономические и политические риски для этого ограниченного круга довольно высоки;
  • никакого плюса для города, ни экономического, ни политического;
  • метафизическая составляющая: массового проклятия не боялись лишь такие гиганты как Сталин и Гитлер, но они как известно оба плохо кончили;
  • экология: уж точно городу от этого не будет никакой пользы.

Даже если на секунду представить, что проект будет реализован со всеми заявленными параметрами, то какова будет польза от него городу?

Налоги? Алматы итак обеспечивает 25% бюджета страны, но от этого лучше не живет.

Уровень жизни горожан? Миллион голодных туристов, которых надо еще и перевезти только усугубят продовольственную и транспортную проблему.

Занятость? Каждый трудоустроенный в Кок-Жайляу (а это будет квалифицированная сила) освободит место для вновь приехавшего из регионов или соседних стран на заработки.

Кластер для развития турбизнеса? Туризм это бизнес где надо уметь уважать людей, любых: пьющих, гулящих, дерущихся, вульгарных, занудных, лысых и прочих. В стране, где нет уважения к собственным вполне адекватным людям, стремящимся защитить свои элементарные интересы, развитие туризма – дело заранее обреченное на провал. Не будут ездить к вам нормальные люди, разве что не договоритесь с компартией Китая о регулярных поставках на курорт партийных работников в отставке.

Что делать?

Это вечный вопрос, но отвечать на него должны не дураки, иначе ничего не получим кроме плохих дорог. При всем моем уважении к крупному бизнесу Казахстана в нашей стране мало кто способен быть на уровне западных миллиардеров. Не того уровня мысли, как бы этого не хотели власть предержащие. Не видать нам изобретений новых устройств, конвейеров, компьютеров, ракет и гаджетов как и собственных Бренсонов, Джобсов, Гейтсов, Баффетов, Левчинов и Бринов. Сплошные Корейко и Остапы за редким исключением, и тех постоянно одергивают из общего казана, чтобы «серые» не выделялись на частном фоне. Нам видимо, никогда не суждено организовать гонку за Марс типа X-prize (разве что только за государственный счет), никогда не создать частную авиакосмическую компанию, или просто взять и разработать новый iPhone.

Вся бизнес модель сводится к распилу бюджета. Но даже в этом наши бизнесмены далеко не эксперты, играют без фантазии и не так искусно, как это делают на Западе, поэтому попадаются чаше, зарабатывают плохую репутацию и остаток жизни им видимо вскоре придется ютиться не где-нибудь в Швейцарии, а на курортах дружественной нам России, где-нибудь на Алтае (кстати там действительно красивая природа, потому что мало курортов). Отмечу, что «пальмы» в эмиратах лет через 10-20 уйдут под воду из-за всемирного потепления. Это тоже ошибка ТЭО местных нуворишей.

Так вот, решение проблемы всех трех групп, сошедшихся в конфликте за Кок-Жайляу, лежит, как бы это ни странно звучало, в соблюдении интересов всех трех групп. А для этого нужен хороший проект, под который можно выбить деньги из государства, который может стать частью какой-либо программы развития страны и за который можно получить пряник с полки от большой власти. Приведу лишь несколько вариантов.

1. Навесная монорельсовая дорога

Опыт с дорогами уже есть. Опыт строительства метро тоже. Почему бы не взяться и за этот труд? Такую дорогу можно для начала построить вдоль пр.Аль-Фараби, ул.Толе би, пр.Абая и пр.Райымбека. Общая протяженность может составить 30-50 км. При этом в ОАЭ пять с половиной километров такой дороги стоило порядка 1,1 млрд. долларов. Вы представляет цену проекта у нас? От 5 до 10 млрд. долларов США и это по чистым «техническим» ценам реализации. А прибыль от эксплуатации с переводом дотаций из бюджета на управляющую компанию «Монобакс и Ко»? Это настоящий клондайк. Заодно и овцы, то есть мы будем целы, поскольку будем ежедневно загружать мощности этой дороги и платить, платить, платить без ропота, митингов, флешмобов и разгромных статей в иностранных СМИ. Карма повысится уж точно. Главное качественно постройте, чтобы пару лет простояла, да лет десять ремонтировалось.

2. Очистка атмосферы города Алматы

Интернет кишит как сумасбродными, так и научными проектами по очистке города от выхлопных газов. Выбейте деньги из бюджета, начните техническую гонку, опыт НИФ уже есть. Там масса возможностей по отмыву денег. Общественности отдайте как кость собаке какое-нибудь сооружение, которое будет худо-бедно работать, пусть через раз и с ремонтом. Мы вам за это памятник поставим в следующем поколении, может быть, если поколение не вырастет астматиками.

3. Сейсмоусиление города

Горожане и гости столицы сидят как на пороховой бочке. Этот страх нужно эксплуатировать. Заложить в счетах от КСК налог на сейсмоусиление и получить оранжевую революцию. Шутка. Вполне нормальный проект по усилению школ, больниц, домов за государственный счет. Миллиарды долларов США. Миллиарды. Главное – соблюдайте элементарные технические требования по качеству. Большего от вас ничего не требуется.

4. Запрет на въезд в центр города

С последующей продажей пропускных «особой важности» по пять тысяч тенге. Этим может заняться какой-нибудь племянник. Дело не хитрое. Остальные пересядут на общественный транспорт (тот же монорельс, велосипеды и будут довольны).

5. Налог с горожан за «нестроительство» Кок-Жайляу

Нас 1,5 млн. жителей города это около 10 млн. долларов в год, если средний чек на 1000 тенге от каждого, или 120 млн. если средний чек на 1000 тенге будет выставляться каждому ежемесячно. Так, что можно поговорить тет-а-тет, обсудить вопросы интересные для всех сторон на взаимовыгодной основе без посторонних лиц.

P.S. И еще несколько анекдотов в тему:

«Презентация отчета об индексе восприятия коррупции в Казахстане была проведена в отеле по ценам вдвое выше рыночных»

«В Астане состоялся семинар для государственных служащих Европы по пятидесятипроцентному откату»

«Иллюстрированный, юбилейный многотомник о Современной истории Казахстана вышел в мягкой обложке, сокращенным тиражом, на CD дисках»

«Канал BBC подвел итоги антикоррупционной компании в Казахстане на улицах Лондона»

«Место сбора при землетрясении было выкуплено неизвестной девелоперской компанией»

«Если бы Титаник строился в Казахстане, то утонул бы годом ранее, прямо в верфи»

«Норман Фостер получил значок «Заслуженный оркотектор Казахстана»

 

18/03/2013

Автор heybulldog

Следите за нами YouTube RSS