РАССКАЗ РАЙДЕРА

Прошлая осень выдалась мягкой и теплой. Частенько шли дожди, но не те дожди, которые могли пропитать землю и превратить в непролазную преграду для моего джипа. Совсем новенький он стоял под окном моей работы, поблёскивая своей гладкой поверхностью и отхромированным тюнингом, как бы говоря мне: «Я жду, не дождусь, когда же ты меня проверишь в настоящем деле, а то мне надоело болтаться по городу среди этих скучных домов и гладкого асфальта!» Да, ещё мои друзья по работе рассказывали, как они «круто» оттянулись в горах, как «ползали» на своих джипорях, «залазили» туда, куда смотреть — то страшно! Вот поэтому во мне и сидела эта идея – чем я хуже их, тем более, что и машина у меня помощнее, да и обкатал я её со знанием дела! 


  Вот и конец недели. В городе прошел небольшой дождик, хотя над горами весела «черная» туча, да и прогноз погоды говорил на кануне об обильных осадках. Что ж видно и на этот раз он просто не оправдался. Рабочие моменты были все улажены, и выходные дни мне светили «зелёным светом» и моей давнишней мечтой – оторваться по полной программе в горах, испытать своего «жеребца».


   Проснувшись рано утром, я на скорую руку покушал, собрал несколько бутербродов  и термос с горячим чаем. Довольный быстрым сбором, я спустился во двор своего дома, где меня поджидал меня мой Лэнд Крузер. Мягко завелся мотор, я вырулил на почти ещё спящие улицы и направился  в сторону гор.


   Горы с каждой минутой приближались ко мне и меня охватывало желание, как можно скорее бросить в «бой» своего «железного коня»! Через несколько минут асфальтное покрытие закончилось, и передо мной начиналась горная дорога, которая угадывалась еле заметным направлением. Рядом с дорогой стоял указатель, гласивший: «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК. ВЪЕЗД ЗАПРЕЩЕН!». Да, видно по этой дороге давно никто не ездил, хотя трава и была уже подсохшая, но она стояла во весь свой рост. Вдруг во мне проснулся дух первооткрывателя, и я смело направил колеса моей машины на  чуть заметную дорогу.


  Машина, подминая колесами подсохшую траву, ехала, словно по ковру, мягко переваливаясь на небольших неровностях дороги. Поездка мне доставляла удовольствие и проблем, какими бывают богаты горные дороги, видно мне сегодня не испытать. Подъём  стал потихоньку увеличиваться, но мой «Лэнд Крузер» даже не чувствовал его, мотор работал ровно и без каких-либо каких усилий. В какой–то момент я даже расслабился и перестал  обращать внимание на дорогу, как вдруг, передние колесо уперлось в небольшой бугор и машина стала подозрительно пробуксовывать, срывая своими колёсами верхние куски дерна. Остановив машину, я сдал немного назад, стараясь объехать препятствие, нажал на педаль газа, но машина предательски стояла на месте, роя под колесами ямы. Сбросив газ и поставив машину на ручник, выбрался на мягкую перину травы. Вот тут-то я понял, что прогноз погоды был прав на счёт дождя, земля под ногами совсем была мокрой и податливой. Но я не хотел сдаваться, ведь моё путешествие только началось, да и в машину верил на все 100. Решив «перехитрить» гору, нажал на педаль газа до отказа. Колеса взвизгнули, зацепились за более твердый грунт и машина опять тронулась в верх по горе. Проехав большую часть горы без единой остановки, я уже подумывал, что горы на сегодня мне «покорились» и до вершины горы оставалось не более тридцати метров, как мой «Крузер» вдруг встал на месте, беспомощно вращая колесами,  машина в гору отказывалась подниматься. Как и в первый раз, решил «газануть», но это эффекта не дало, машина стояла на месте.


    Включив все блокировки, какие только есть, предпринял новый штурм последнего отрезка горы. Выбрасывая камки мягкой земли и травы, машина стояла на месте, не продвинувшись ни на сантиметр. Я не хотел сдаваться и  верил  в своего «Круезера», продолжая давить всё с большой силой на педаль газа, даже не замечая, что колеса погрузились в мягкую землю, похожую на масло. 
Когда я понял, что гора меня не пустит на свою вершину,  было  уже поздно, машина на половину колеса «сидела» в земле. Выбравшись из машины, я сел на мягкую траву, от которой исходил приятный запах разнотравий, достал пачку сигарет и закурил, думая, как я буду выбираться из этой проблемы, ведь вокруг никого нет! В голову приходили разные глупые мысли, которым не сбыться в данный момент: «Вдруг прилетит вертолет и перенесет мою машину на ровное место или вверх поедет трактор и поможет выбраться из грязи». Пока я думал, лёжа на траве и рассматривая проплывающие надо мной белые облака, ко мне, совсем тихо, подошёл одинокий турист с рюкзаком за плечами. Немного, испугавшись внезапному появлению человека, я приподнялся и увидел в его глазах разочарование. Он смотрел то на меня, то на машину,  вокруг которой, на непримятой траве, валялись куски ещё не высохшей земли с дерном.


«Да!» — многозначительно сказал  одинокий турист. «Это гора тебя наказала! Не надо ездить там, где нет уже давно дорог, ведь раны земли очень долго затягиваются в горах! Тем более что это национальный парк и въезд сюда категорически запрещён!» 

  Меня такие слова даже возмутили. Нет, чтобы предложить свою помощь, он начал мне читать свои «морали». 

  «Ты бы лучше помог мне выбраться!» — сказал я. 

« Без трактора тут даже делать нечего!» — сказал одинокий турист.

    « Надо идти в ближайшее село за трактором! Это километров десять будет. Так, что сиди, загорай, но и подумай, что будет, если все такие, как ты будут ездить по горам, оставляя вот такие канавы после себя » — добавил он.  

  «Но для чего тогда горы?! Только любоваться на них! Да, и вообще, ты, что лесник или полицейский – это пусть у них голова болит за горы, природу! Они поставлены отвечать и следить! Так, что ты мне здесь не указ!» — продолжал я негодовать.

   «Так – то оно так! И документов у меня нет, и власти. Но, если они не видят, что сейчас твориться в их владениях, ведь должен кто – нибудь присматривать за горами! И вот таких, как Вы учить уму – разуму!» — возразил он. Посмотрев на небо добавил:  «Скоро пойдут обильные дожди и по таким «канавам» понесется поток воды, который будет все больше размывать их, особенно весной, когда начнет таить снег!  А к следующей осени тут уже будет огромная промывина, а такую «рану» горы залечат не скоро» — спокойно ответил турист.


  Я вытащил из кармана пачку сигарет, в ней оставалась последняя сигарета. Прикурив её, я скомкал пачку и бросил её в траву. Мой собеседник тут же оживился: «После Вас не только дороги и ямы по горам остаются, но и кучи мусора! ВЫ – «КРУТЫЕ» все думаете, что за Вами должны ходить другие люди и убирать мусор, после Вас тушить костры на биваках. Так, что будет с горами через несколько лет! Поймите, что даже окурок от сигареты будет «светится» в траве не меньше года, пока не истлеет совсем, а он ведь здесь совсем  «чужой», так же как и пачка сигарет! Да и в горах курить – это просто грех над своим здоровьем, этот воздух нужно ломтями «резать» и продавать за валюту! А Вы меняете его на табачный дым». 


   Последние слова, сказанные туристом, внесли в мою душу зерно сомнения, по поводу моего подъема по нетронутым альпийским лугам.             


    А мой случайный собеседник продолжал меня атаковать: «Подумайте только, поднимаясь в горы, по нехоженым лугам, в металлической скорлупе машины, с работающим кондиционером, с музыкой, которую слышно на все ущелье, Вы, тем самым   отгораживаете себя от всего, чем богаты горы. Вы пропускаете все то, чем живут горы – их  прохладным ветерком, который обдует Вас в знойный день, пеньем птиц и стрекотанием кузнечиков, шуршанием травы, ароматом цветущих альпийских цветов. Поднимаясь пешком, с рюкзаком за плечами, Ты не пропускаешь ничего из этого обилия жизни, ты живешь и наслаждаешься  этим. И самое главное Ты ничего не нарушаешь в этой цепочки жизни».


   Постояв немного молча, он вдруг сказал: «Я сейчас буду спускаться через село, знаю их местного тракториста, объясню ситуацию, постараюсь, чтоб он выехал к Вам на помощь, как можно скорее». И его одинокая фигура стала быстро удаляться вниз.


  Провожая своего собеседника взглядом, мне вдруг стало ясно, что вот так, как он, я ещё не ходил по горам и в этом есть своя доля истины. Взяв из машины свой термос и бутерброды, я тут же устроился на траве возле машины. Всё о чём мне говорил одинокий турист, окутало меня – прохладный ветерок, пенье птиц и шуршанье травы, которое напоминало мне набегающую волну на берег моря. Съев всю свою провизию, собрав всё в пакетик, что было «нездешним» — скомканную пачку сигарет, окурок, который белел в траве и с чувством выполненного долга прилег на траву. Сразу почувствовал, что Я, как  будь – то растворился в этом мире, что  стал частичкой этих гор.  Глаза мои закрылись, я погрузился в приятный сон. 


   Меня разбудил звук приближающегося трактора, я машинально посмотрел на часы, время было уже давно за полдень. Это выходит, я проспал несколько часов, да разве такое можно представить в городе?!


  Подъехал трактор, из него вышел пожилой тракторист, и, не говоря лишних слов, достал буксировочный трос, прицепил мой «танк» к трактору и с первой попытки вытащил мою машину. Пока он собирал трос и укладывал его на тракторе, я стал предлагать деньги за беспокойство и помощь, а он мне ответил лишь одной фразой: «В горах есть негласный закон – Я помог тебе сегодня, ты поможешь, если надо – завтра».


Так и не взяв денег, он быстро умчался вниз на своем тракторе и я только вдогонку, из всех сил крикнул ему: «Спасибо!». И по всему ущелью понеслось эхо с моим «спасибо».


   А потом была опять работа, городская суета, какие-то неотложные дела. Одним словом, до гор руки так и не дошли. Наступила зима и я почти забыл про свою неудачную вылазку в горы, но слова одинокого туриста запали мне в душу.


  Как, только весной сошел снег и дороги подсохли, я опять решил съездить в то ущелье, где, я, так  бесславно застрял на своём «Круезёре». На этот раз я запасся лопатой. Ну, вот и та дорога. Всё так же стоит указатель: «ВЪЕЗД ЗАПРЕЩЁН!», я остановил машину и решил пройтись пешком до того места, где я встретил одинокого туриста, посмотреть на мои «художества», прихватив с собой лопату. Подниматься пешком по склону оказалось труднее, чем на машине. Но в этот раз я действительно понял моего собеседника – идя пешком, ты не пропускаешь ничего, тебе все интересно: вот вырос первоцвет и жёлтой головкой кивает в такт ветерку, а вот пролетела сорока, стрекоча на всё ущелье, предупреждая всё лесное братство, что в горах появился «чужой». Дойдя до середины склона, можно было с точностью определить место моего «провала». На земле виднелись две глубокие промывины, превышающие длину моего джипа, почти в два раза. Да, турист знал, чем заканчиваются такие «маневры». Подойдя к промывинам, я уже точно знал, что свои ошибки нужно исправлять. С разных мест, снимая небольшой пласт дерна,  стал заделывать ямы. Через два часа, ямы были засыпаны землей и оставалось только притоптать его, чтоб не дать новым потокам воды размыть мои труды.


     Теперь, когда я приезжаю в горы, я оставляю свой «вездеход» на дороге и «испытываю» себя на прочность, ведь идя пешком по горной тропе, ты дышишь и наслаждаешься горной красотой, которую просто нельзя забыть!             

18 июля 2007 г.
г.Алматы.  Ростислав  Гаврюшин

Следите за нами YouTube RSS